Генераторы тяжелого дыма
Тяжелый дым – один из наиболее популярных и распространённых сценических эффектов, применение которого уместно практически на любой площадке: на профессиональной сцене и на частном торжественном мероприятии, на спортивной ледовой арене и в кинопроизводстве. В наше время создание эффекта тяжелого дыма возможно различными способами. Под общим названием «генератор тяжелого дыма» на рынке шоу-оборудования представлено множество приборов с различными принципами работы. В этом посте – краткий обзор различных типов генераторов тяжелого дыма, особенностей их эксплуатации, а также плюсы и минусы каждого из типов.
1. Старейшая технология создания эффекта низкостелющегося дыма – это погружение углекислоты в твердом агрегатном состоянии (иначе – сухого льда) в кипящую воду и превращение ее в пар, а вернее – в углекислый газ. Конструктивно такой генератор, например, Le Maitre Peasouper, можно сравнить с электрочайником с большим баком для воды, несколькими мощными тэнами и металлической корзиной для загрузки расходного материала, вручную или механически погружаемой в кипяток.
Плюсы:
+ Высокое качество эффекта – сухой лёд, превращаясь в газ, не поднимается вверх (углекислый газ тяжелее воздуха), а клубится внизу.
+ Отличная производительность и скорость распространения эффекта, которые обусловлены физическим процессом сублимации – мгновенный переход углекислоты из твёрдого состояния сразу в газообразное.
Минусы:
- Труднодоступность расходного материала. В основном производством сухого льда занимаются специализированные компании или хладокомбинаты, расположенные в промышленных зонах крупных городов. Это неудобно, если предполагается эксплуатировать прибор в районных центрах. Придется обзавестись термоконтейнером подходящего размера и учесть расходы на транспортировку.
- По сути, являясь мощными кипятильниками, такие машины потребляют много электроэнергии. Обычно приборы оснащаются двумя или тремя тэнами с независимыми автоматами. Но даже два задействованных тэна будут потреблять не менее 4 кВт, нагрев же воды одним тэном займет достаточно много времени.
- Опасность большой концентрации углекислого газа. В случае, когда на мероприятии потребуется задействовать большие объёмы сухого льда, необходимо заранее удостовериться в работоспособности вентиляции и доступности открытых окон. Не будет лишним и наличие карманного газоанализатора, который вовремя оповестит о превышении допустимого уровня CO2.
2. К другому типу генераторов тяжелого дыма относятся приборы с термоконтейнером. Такие приборы, как например MLB DF-3000, представляют собой моноблок, состоящий из классического генератора дыма и термобокса, в который закладывается охлаждающий агент – сухой или обычный лёд. Производимый генератором дыма поток охлаждается в камере с агентом и выходит низкостелющимися клубами.
Плюсы:
+ Относительно компактные габариты и небольшая масса приборов.
+ Наименьшая стоимость из всех типов генераторов тяжелого дыма.
+ Энергопотребление соответствует или незначительно превышает (за счет выдувных вентиляторов) показатели мощных классических генераторов дыма.
Минусы:
- Аналогичная проблема с поиском производителей твердой углекислоты может быть решена заменой хладагента на обычный лёд. Однако, в этом случае потребуется доступ к лёдогенератору, расположенному на объекте, если таковой имеется.
- В процессе таяния льда повышается температура выходящего потока, а, следовательно, ухудшается качество эффекта – дым меньше времени держится у пола и быстро поднимается в воздух.
3. Существуют дым-машины тяжелого дыма со встроенными холодильными генераторами наподобие Jem Glaciator, и они более универсальны. Так как термоконтейнер с хладагентом у них заменен встроенной активной холодильной установкой, этим приборам для создания эффекта не требуется ничего кроме расходной дым-жидкости и подключения к сети. Но в настоящее время данный тип приборов переживает закат своей карьеры на профессиональной сцене. И производители, и пользователи все чаще делают выбор в пользу генераторов тяжелого дыма других типов. Первые переходят на выпуск девайсов с применением более современных и эффективных технологий, а вторые – еще и из-за изрядных, не сказать – огромных, весогабаритных характеристик этих агрегатов.
Плюс всего один:
+ В качестве расходного материала потребуется только дым-жидкость.
Минусы:
- Высокая стоимость приборов при среднем уровне производительности и качестве создаваемого эффекта.
- Масса и габариты приборов настолько велики, что они подойдут только для стационарных инсталляций с большими площадями вспомогательных помещений.
- Совмещение в одном устройстве генератора дыма и холодильника потребует подключение к отдельной линии электросети высокой мощности.
4. Генераторы тяжелого дыма с ультразвуковыми излучателями появились на рынке шоу-оборудования чуть более двух лет назад и уверенно набирают популярность за счёт простоты эксплуатации и отсутствия дополнительных расходных материалов. Если сравнивать конструкцию таких генераторов с приборами из предыдущего пункта, различие заключается в камере, в которой обычный дым превращается в тяжелый. В приборах с новой технологией дым попадает в специальную камеру, наполовину заполненную простой или дистиллированной водой, на дне которой расположены ультразвуковые испарительные модули. Испаряемые молекулы воды связываются с молекулами производных глицерина используемой дым-жидкости и утяжеляют их. Таким образом, создаётся эффект тяжелого низкостелющегося дыма. Подробнее о таких приборах на примере STAGE4 AQUAFOG можно прочитать здесь.
Плюсы:
+ Для работы требуется только дым-жидкость и вода.
+ Относительно компактные габариты и небольшая масса.
+ Представленный на рынке ассортимент позволяет подобрать прибор для объектов любого масштаба.
+ Низкий расход дым-жидкости
Минусы:
- Использование обычной воды вместо дистиллированной потребует систематической чистки и декальцинации ультразвуковых модулей.
- Для работы потребуется вода. Много воды.
- Потребляемая мощность самых производительных генераторов – не менее 4 кВт.
5. Последний из данного обзора тип генераторов тяжелого дыма, безусловно, наиболее всего подходит для профессиональной сцены, а также для сложных и масштабных проектов. Конструктивно генератор представляет собой сет из сверхпроизводительной дым-машины, специальной камеры-охладителя, 40- или 50-литрового баллона углекислоты и шлангов высокого давления. Вся магия процесса происходит в синхронизированной с дым-машиной камере-охладителе, в которую подается некоторый объём ледяного углекислого газа, который охлаждает и утяжеляет производимый дым-машиной поток. Почитать и посмотреть, как работают такие генераторы на площадке прошлогоднего «Евровидения» можно здесь.
Плюсы:
+ При использовании с наиболее мощными генераторами дыма является самым производительным прибором в классе.
+ Превосходное качества эффекта.
Минусы, они же – трудности:
- Для работы потребуется заправленный углекислотный баллон с установленной сифонной трубкой.
- Весь сет с заправленным баллоном имеет большую массу.
- Высокая стоимость комплекта оборудования.
- Опасность большой концентрации углекислого газа, необходимость хорошей вентиляции, наличие газоанализатора.
С каким бы из вышеперечисленных типов генераторов вам не предстояло работать, или каким именно прибором вы думаете оснастить свой профессиональный парк, обращайте внимание на две ключевые характеристики: возможность работы генератора в непрерывном режиме и его производительность.
Возможность создания эффекта в непрерывном цикле крайне важна как на концертной и театральной сцене, так и на спортивной арене. В полной мере преимущество таких приборов раскрывается при наличии в сценарии продолжительных эпизодов. Речь идет не о трехминутных песнях и шестиминутных перформансах на ледовых аренах, а о пятнадцатиминутных театральных сценах с активным производством тяжелого дыма. Поэтому возможность дымить непрерывно поможет избежать фиаско и напряженных разговоров с режиссером.
Вторая важная характеристика – производительность генератора. Компании-производители обязательно указывают этот параметр в технических характеристиках в формате объёма производимого тяжелого дыма в минуту или максимально возможной рабочей площади покрытия. В основном заявленным данным можно доверять. Но учитывайте нюанс, что данные показатели могут базироваться лишь на теоретических расчетах, основанных на заданных характеристиках комплектующих (нагреватель, насос, вентиляторы и прочее), а также в гипотетически идеальных полевых условиях.
На практике же пользователь может столкнуться с массой деталей, которые могут внести существенные корректировки в ожидаемый эффект. На любой площадке потоки воздуха, вентиляция и сквозняки сделают распространение тяжелого дыма непредсказуемым или вовсе испортят эффект, рассеяв его в пространство.
Общие рекомендации.
- Старайтесь правильно расположить прибор. Если у вас образуется движение воздуха от края сцены к заднику арьерсцены, установите генератор в любом месте, но с помощью гофры удаленной подачи дыма выведите поток ближе к авансцене. Таким образом, за счет более равномерного распределения дыма по сцене удастся сохранить плотность эффекта.
- Не пренебрегайте геометрией пространства. Если на пути распространения потока дыма есть перегородки, сценические декорации, откатные платформы, прочие элементы или сама плоскость наклонена, дым будет застаиваться, и эффективная площадь покрытия будет существенно снижена.
- В генераторах, использующих для создания эффекта принцип охлаждения, на качество эффекта влияет температура воздуха. Чем она выше, тем быстрее дым будет подниматься.
- Использование в дым-машине неправильных расходных материалов непременно испортит весь эффект, даже при соблюдении всех правил. Используйте специальную жидкость для генераторов тяжелого дыма. Ее плотность выше, текстура насыщеннее, а сформированные клубы дыма менее охотно рассеиваются в пространство. Обычно в наименовании дым-жидкости присутствует слово LOW, а состав раствора отличается от составов жидкостей для обычных генераторов дыма. Стоимость такой жидкости заметно выше обычной, но, если учитывать время работы генераторов тяжелого дыма в сравнении с классическими, затраты могут быть в разы меньше.
- Наконец, не бойтесь экспериментировать. Используйте направленные вентиляторы для добавления динамики, световые приборы с пассивным охлаждением, установленные в потоке для создания рельефа. Нужно симметрично вывести дым с краев сцены, но в распоряжении всего один прибор? Используйте вентиляционные тройники и гофры удаленной подачи дыма. Нужно, чтобы дым равномерно формировался в центре сцены? Проведите гофру в трюме и выведите через техническое отверстие в центре сцены, прикрыв его круглой пластиной с небольшим зазором, через который дым будет равномерно распространяться на 360 градусов.
Генераторов дыма много, и зачастую выбор конкретного типа зависит от возможностей локации и потребностей конечного пользователя.